Образование: "Краткий Словарь Джазовых Терминов" - Ф-Э

Фанки (funky) — способ исполнения в современном джазе, получивший широкое распространение у музыкантов, играющих в стиле хард-боп. Здесь характерны острая экспрессивная манера игры, отход от темперированного строя, использование ритмо-мелодических особенностей блюза, а также соул-музыки. Такой способ исполнения был и остается наиболее типичным в основном для негритянских джазовых музыкантов. Термин «фанки» часто употребляется как синоним хард-бопа, однако он имеет более широкое значение и выходит за рамки этого стиля.

Фокстрот (foxtrot) — буквально «лисий шаг». Танец в умеренно быстром темпе, музыкальный размер — 4/4. Возник в 1912 г. в США, позже получил широкое распространение в Европе.
438

Фоур-бит (four beat) — равномерное акцентирование инструментами ритм-группы всех 4-х долей такта. Характерен для стиля «свинг».

Фри-джаз (free jazz) — буквально «свободный джаз», стиль современного джаза, развившийся с конца 1950-х в течение 1960-х гг. Его основные тенденции — отход от тональности и традиционной мелодики, гармонии, ритма и формы — проявились в ряде экспериментальных композиций, впервые записанных на пластинки ансамблем саксофониста Орнетта Колмена. Для фри-джаза характерны свободная, иногда коллективная импровизация, применение атональности, полиритмии, трактовки фразы с метром и даже использование элементов индийской музыки и фольклора стран Востока.

Иногда в значении фри-джаза в те годы употреблялись термины «авангард», «абстрактный джаз», «новое явление», «новая вещь» или просто «новый джаз».

Фьюжн (fusion) — буквально «сплав», направление в джазе, развившееся из джаз-рока со 2-й половины 1970-х в течение 1980-х гг. Характеризуется синтезом элементов рок-музыки и джазовой импровизации, а также широким применением электрических и электронных музыкальных инструментов. Этому стилю свойственно использование некоторых особенностей европейской композиционной техники и фольклора стран Востока, Африки и Латинской Америки. То есть это было «слияние» всего на свете. Большое влияние на развитие фьюжн оказал трубач Майлс Дэвис. В этой манере работали и существовали такие знаменитые ансамбли, как «Махавишну», «Прогноз погоды» (Weather Report - прим. ред.).

Хард-боп (hard bop) — буквально «твердый» или «жесткий» боп, стиль современного джаза, развившийся из би-бопа с середины 1950-х гг. Для него характерна особо экспрессивная манера исполнения, острый, энергичный ритм. Иногда этот стиль называют «нео-боп».

Хит (hit) — популярная песня или танцевальная мелодия («гвоздь сезона»). То же самое, что и шлягер.

Ча-ча-ча (сha-cha-cha) — кубинский танец умеренно быстрого темпа, музыкальный размер — 4/4. Появился в 1950-е гг., приобрел широкую популярность в Америке и Европе.

Чейз (сhase) — перекличка между двумя или несколькими солистами, выражающаяся в непрерывном чередовании сольных импровизаций (чаще по 4 такта), следующих одна за другой.

Чикагский джаз (Chicago jazz), или чикагский стиль (Chicago style) — стиль градиционного джаза, развившийся в начале 1920-х гг. в Чикаго и затем распространившийся на Севере США. В нем коллективная импровизация, характерная для новоорлеанского стиля, уступила место гомофонному принципу и сольной импровизации. Были введены приемы аранжировки, более длинными стали сольные партии, что значительно повлияло на дальнейшее развитие джазовой импровизации. В ритмике вместо 1-й и 3-й долей такта стали акцентировать 2-ю и 4-ю доли, в оркестрах тогда впервые появился саксофон. Техника игры чикагских джазовых ансамблей сказалась затем на развитии оркестров 2-й половины 1920-х гг, которые явились предшественниками свинга.

Шаффл (shuffle) — остинантная ритмическая фигура с равномерно акцентированными четырьмя долями, исполняющаяся в быстром темпе Характерна для фортепианного аккомпанемента буги-вуги.

Эвергринс (еvergreens) — буквально «вечнозеленые песни», которые на протяжении многих лет пользуются популярностью у любителей музыки и музыкантов. Используются многими интерпретаторами джаза в качестве тем для импровизаций и составляют основу репертуара данного джазмена независимо от его стиля и направления.

Текст взят из книги "...и весь этот джаз" Юрия Верменича.

Картина дня

наверх