Вместо предисловия.
Джаз это искусство комплексной выразительности в музыке! Говорят, что джаз воссоздаёт фундаментальные ритмы человеческой жизни и является отражением постоянной переоценки современным человеком её традиционных ценностей. О происхождении джаза, основанного на образе жизни афро-американцев написаны многочисленные тома.
Ранние влияния племенных барабанов и развитие госпела (gospel), блюза (blues) и field hollers (ранняя форма трудовых песен, исполняемых рабами на плантациях во время полевых работ), казалось бы указывают, что джаз имеет отношение к способу выживания человека в нечеловеческих условиях и отражению жизни такой, какая она есть, без каких либо прикрас.Происхождение слова "джаз" чаще всего почему-то связывают с вульгарным термином, эротического характера. Возможно потому, что некоторые из самых ранних упоминаний о звуках джаза часто были связаны с местами, где располагались публичные дома и обитали "дамы лёгкого поведения." Однако, очень скоро после того как оформились основные черты этой новой музыки, значение слова джаз стало синонимом уже музыкальной художественной формы, применявшегося как для обозначения доминирующего состава инструментов или метода импровизации, так и для непосредственного обозначения «джазового» мелодизма.
Те же, кто сам исполняет джаз, часто утверждают, что джаз не поддаётся точному определению, джаз нужно чувствовать-это не какой-то стиль или жанр, а именно состояние души. Не спосбные почувствовать это состояние души, никогда не поймут джаз и будут лишены одного из самых острых ощущений, которые можно получить от прослушивания звуков музыки. Действительно, джаз несомненно связан с особой восприимчивостью к свободному музыцированию и способностью к медитации, умением «поймать» свинг и адекватно воспринимать любые выкрутасы импровизатора, если они звучат в унисон с «пойманным» свингом.
Стандартная легенда о происхождении джаза состоит в том, что он был придуман в Новом Орлеане и в дальнейшем продвинулся по Реке Миссиссипи к Мемфису, Сент-Луису и наконец добрался до Чикаго. Конечно это, относится к истории того явления, которое мы теперь именуем джаз, однако, анализ различных воздействий породивших те самые ранние Новоорлеанские звуки, возвращает нас к дроби племенных африканских барабанов и европейским музыкальным структурам.
"Джаз, как любое другое явление искусства, представляет собой сумму различных слагаемых. Факторы этих слагаемых, по моему мнению, относятся к африканской, французской и американской музыке и фольклору."---Роберт Гоффин, 1934.
При анализе обстановки, на фоне которой возник джаз, нельзя не отметить тот факт, что джаз объединил в себе много музыкальных форм, таких как спиричуэлс (spirituals), кейкуок (cakewalk), рэгтайм (ragtime) и блюз. Согласно общепринятой легенде где-то в 1891-ом году новоорлеанский парикмахер по имени Бадди Болден (Buddy Bolden) подул в свой корнет и извлёк из него первые, по мнению многих, ещё запинающиеся джазовые ноты, подсознательно, порывая таким образом с музыкальной традицией, история которой к тому времени насчитывала несколько столетий. Спустя полвека, джаз, представлявший уже самый значительный вклад в музыку, сделанный представителями Америки, переступит пороги университетов и станет предметом серьезного, даже обязательного изучения в профильных образовательных учреждениях США.
Джаз в первые десятилетия своего существования выполнял функцию популярного развлекательного искусства и его история отмечена периодами довольно широкого и очень распространенного общественного отклика, в том числе в период "джазовой эры" ("jazz age") в 1920-ые годы, в эру свинга (swing) конца 1930-ых годов и во время пика популярности современного джаза ("modern jazz") в конце 1950-ых. Начиная с 1920-ых и особенно в течение 1930-ых годов слово "джаз", обычно применялось скорее без серьёзного мелодического или тонального анализа. Это часто приводило к неверным оценкам творчества отдельных музыкальных деятелей, ошибочно приписывавшихся к представителям джаза. Так например, Джорджа Гершвина (George Gershwin) называли часто джазовым композитором. Благодаря успешной концертной практике Гершвина, этот факт способствовал повышению респектабельности джаза, как своеобразной формы серьёзного музыкального искусства. По причине аналогичного заблуждения Пол Уайтмен (Paul Whiteman), игравший вегда танцевальную, но слегка овеянную джазом музыку, был объявлен в 1920-ые Королём Джаза. Со временем, особенно с усилением элитарности джаза в эпоху би-бопа, подобные казусы постепенно исчезли.
Обсуждая ранние годы истории джаза, нельзя не рассматривать и влияние на его развитие со стороны блюза.
"Блюз является также синонимом подавленного настроения. Но не блюзовая музыка. Со всеми его так называемыми блюзовыми нотами и подтекстом печали, музыка блюза по самой своей природе и функциям есть ни что иное, как форма развлечения."---Альберт Мюррей (Albert Murray).
Это выражение чувств в блюзовой музыке очень хорошо соответствует и напряжению джазовых фраз. Умение исполнять блюз была настоятельной необходимостью для всех джазовых музыкантов, впервые встречавшихся с друг другом в студии или принимавших участие в джейм-сейшнс (jam session) на клубной сцене, когда им часто приходилось использовать блюзовую структуру в качестве основы для импровизаций. Блюз, зародившийся в сельских районах в глубинке Юга США, имеет историю, в значительной степени независимую от джаза. Образцы вокального блюза обычно исполнялись непосредственно под гитару, фортепиано, гармонику или под аккомпанемент маленьких групп, в которых часто играли на нетрадиционных или самодельных музыкальных инструментах.
Множество ранних джазовых исполнителей видели в блюзе больше чем определённую последовательность аккордов. Многие из этих джазовых музыкантов использовали блюз для движущей силы их музыкальных эмоций, примером может служить творчество Дона Редмана (Don Redman), Стаффа Смита (Stuff Smith), Ма Рэйни и ранние работы Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Бенни Картера (Benny Carter).