Голсона позже сменил Уэйн Шортер (Wayne Shorter), который стал музыкальным директором ансамбля и сочинил для него множество композиций, ставших впоследствии классикой стиля. Его игра, полная динамизма и энергии хорошо сочеталась с общей концепцией группы. Эта версия The Jazz Messengers отличалась множеством себя на различных записей, включая такие хиты, как The Big Beat и A Night In Tunisia.
Когда группу покинул Ли Морган, место трубача в Jazz Messengers занимает Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). Чуть позже число питомцев Блэки расширяют пианист Седар Уолтон (Cedar Walton) и тромбонист Кертис Фуллер (Curtis Fuller). Шортер в конце концов покидает эту маленькую, но идеально сыгранную группу, чтобы присоединиться к другому великому джазовому ансамблю.
Его приглашает к себе сам Майлс Дэвис, искавший после ухода Джорджа Коулмана саксофониста для своего “Second Great Quintet”, в котором играли так же Херби Хенкок (Herbie Hancock), Рон Картер (Ron Carter) и Тони Уильямс (Тony Williams). Это был уже оркестр, который до предела расширил возможности джазового комбо и привёл Майлса прямиком к его первым экспериментам с электронными инструментами и рок-ритмами.Тем временем Хорас Силвер, «дипломированный специалист» первых рекорд-сессий Jazz Messengers, продолжил свои изыскания в направлении, которое пролегло через блюз, ритм энд блюз и госпел. Такие его композиции, как например “Sister Sadie” ярко продемонстрировали его композиторскую эстетику и вылились в итоге в целую серию альбомов, которые иллюстрируют его исследования в вышеназванной области джаза. Вершинами этой работы можно считать знаменитые релизы Song For My Father и The Jody Grind. Другие музыканты также исследовали некоторые компоненты из той же тематики и создавали музыку, которая постепенно стала частью популярной черной музыки 1960-ых. Продвинув ритм энд блюз и соул в число актуальнейших направлений музыкального творчества того периода, они стали наиболее востребованными артистами. В круг этих артистов входили гитарист Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), знаменитый своим использование октавного унисона, превратившегося в его визитную карточку и органист Джимми Смит (Jimmy Smith), который творил свою музыку под влиянием блюзовых органистов (фанковый звук его органа станет главным элементом в движении эйсид-джаза, ставшегои широко популярным в 1980-ые). К этой же когорте относится и саксофонист Джулиан "Кэннонболл" Эддерли (Julian “Cannonball” Adderley), сумевший сплавить изящную гармоническую концепцию Чарли Паркера (Charlie Parker) с фанковой чувственностью, характерной для таких блюзовых артистов, как Рэй Чарльз (Ray Charles). Музыку этих художников иногда называли "соул-джазом" из-за характерной для неё смеси джазовой импровизации и гармонической концепции построения мелодий, восходящей к блюзу и ритм энд блюзу.
Джимми Смит, в дальнейшем стал главным вдохновением большинства органистов, включая Джека Макдаффа (Jack McDuff), Джимми Макгриффа (Jimmy McGriff) и Ричарда "Грув" Холмса (Richard “Groove” Holmes).
Многие джазовые пуристы высмеивали мастеров органа-Хаммонд b-3, считая их исполнителями блюза или соул-музыку, лежащих вне параметров джаза. Однако нет никакого сомнения в том, что эти органисты были добросовестными джазовыми музыкантами. Джек МакДафф вёл квартет с тенорсаксофонистом Рэдом Хеллоуэем (Red Holloway), барабанщиком Джо Дюксом (Joe Dukes), и очень молодым гитаристом по имени Джордж Бенсон (George Benson). Музыка этой группы буквально обжигала своей страстью. Органист Джимми "Хаммонд" Смит и саксофонист Хьюстон Персон (Houston Person) играли вместе в одной из первых групп 1960-ых -1970-ых формата орган/тенор-саксофон; Персон позже присоединился к ансамблю Ричарда "Грув" Холмса. Саксофонист Иллинойс Джеккет (Illinois Jacquet) работал с органистами Милтом Бакнером (Milt Buckner), Уайлдом Биллом Дэвисом (Wild Bill Davis) и Джимми Макгриффом.
Соул-джаз можно считать более поздним продуктом хардбопа, но при этом следует иметь в виду, что многие представители хардбопа часто держались границ мейнстрима, даже несмотря на использование компонентов блюза и ритм энд блюза. Другие же, как например Джекки Маклин, Декстер Гордон (Dexter Gordon) или Сонни Роллинс, оставаясь под заметным влиянием хардбопа сохранили заметное стремление к гармонически более сложной области бибопа, изначально свойственное этим мастерам, оставшимся тесно связанными с наследием пионеров бибопа.