На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пока не начался джаз

Вышла книга о Джазе в СССР Александра Кана "Пока не начался джаз".

Это история советского джаза и андеграунда от человека, олицетворяющего отечественную джазовую критику последних трех десятилетий.

Александр Кан – один из ведущих экспертов в области новой музыки, джазовый критик, продюсер, обозреватель русской службы Би-Би-Си. В 70-е – 80-е годы – организатор основных событий в области новой музыки в Ленинграде. В 1989-1993 – организатор фестиваля «Открытая музыка» (первого фестиваля свободной музыки в СССР-России). С 1996 г. – живет и работает в Лондоне. С 2005 года - продюсер российской программы Лондонского джазового фестиваля.

«Петербург 70х-80х годов сильно напоминал планету Татуин в начале «Звездных Войн»; повседневная жизнь и власть находились в противостоянии, говорить о котором было настолько бессмысленно, что просто не принято. В таких местах должны существовать люди, знающие код жизни; на Татуине был старый джеддай Оби-Уан Кеноби; в Петербурге — знаток новой музыки Александр Кан.
В мире тотальной ненадежности Алек был человеком надежным, авторитетным и держащим свое слово. Но главное — он был Слушателем с большой буквы. И если что-то происходило, Алек был в курсе, и, скорее всего, помогал это устраивать. Неудивительно, что вскоре после нашего знакомства он стал первым слушателем каждого нового альбома «Аквариума»: как только заканчивалась запись, я набирал его номер, чтобы услышать сделанное вместе с ним и узнать, наконец — что же у нас на этот раз получилось.
Потом пришли новые времена; Алек уехал жить и работать в Лондон. С его отъездом Петербург опустел и жизнь в нем прекратилась; во всяком случае, жизнь музыкальная. Исчез человек, который, как известно, «является мерой всех вещей». Не стало Слушателя, не стало и музыки.
Но пока джеддаи живут где-то во Вселенной, Сила остается с нами».

Борис Гребенщиков

Книга «Пока не начался Jazz» – документальный роман-воспоминание. Это подробный, искренне-ностальгический рассказ Александра Кана о советской джазовой сцене и людях, которые ее создавали. И это даже не только и не столько книга о музыке, сколько рассказ о том образе жизни, который вели советские джазмены и их преданные поклонники.
Героями книги стали культовые музыканты Сергей Курехин, Анатолий Вапиров, трио Макаров – Летов - Кондрашкин, дуэт Гайворонский - Волков и многие другие.

«Революция в искусстве, как и любая другая, всегда неожиданна. Глядя из будущего, историки и искусствоведы находят ей рациональное объяснение, раскапывают причины и следствия и распутывают клубок политических, культурных и эстетических причин, по которым взрыв был неизбежен. Как могли наивные и недальновидные современники не заметить, что у них на глазах творится история?!
В гуще событий у свидетеля и участника нет возможности на мгновение остановиться, на шаг отступить, отстраниться и взглянуть на происходящее со стороны.
Я, однако, убежден: если и в самом деле повезет, и окажешься в центре бурного революционного потока, то перепутать и принять его за плавный и тихий ход эволюции невозможно. Наоборот, вихрь событий настолько захватывает, что невольно переоцениваешь значимость происходящего у тебя на глазах. Мне повезло: я был свидетелем и, по мере сил, участником такой эстетической революции. Сейчас, годы спустя, приступая к написанию книги, я оказался перед двойной задачей: попытаться воссоздать ее накал, наше собственное возбуждение и в то же время проанализировать происходившее холодным «объективным» взором критика
». Александр Кан

По материалу.

Картина дня

наверх