На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Образование: "Краткий Словарь Джазовых Терминов" - А-В

Предлагаю вашему вниманию "Краткий Словарь Джазовых Терминов" Юрия Верменича, одного из самых публикуемых отечественных историков джаза. Тогда еще - в 50-60 годы - о нем говорили шепотом, как о "коллекционере из Воронежа, написавшего Джазовую Энциклопедию".

  Юрий Верменич

 "Краткий Словарь Джазовых Терминов"

Аранжировка (arrangement) — переложение музыкального произведения для иного, по сравнению с оригиналом, состава исполнителей; профессиональные аранжировки появились в джазе в основном в связи с созданием биг-бэндов в период свинга (вторая половина 1920-х и 1930-е гг.), и первым таким аранжировщиком считается негритянский саксофонист Дон Рэдмен, участник оркестра Флетчера Хзндерсона. В настоящее время нашими наиболее известными аранжировщиками современного джаза являются Георгий Гаранян, Виталий Долгов, Алексей Козлов, Анатолий Кролл, Юрий Саульский.

Архаический джаз (archaic jazz) — ранняя стадия развития негритянской инструментальной музыки, исполняемой новоорлеанскими духовыми оркестрами, в среде которых формировался джаз.

Африканская музыка (african music) — термин, употребляющийся по отношению к музыкальной культуре негритянских народностей, населяющих западную, центральную и южную часть Африки, для которых характерна общность музыкального языка, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п. Здесь часто используется вопросно-ответная форма, то есть перекличка между солистом и хором, двумя хорами, а также между вокалистами и инструменталистами.

Афро-американская музыка (afro-american music) — народная музыка американских негров, возникшая в результате взаимного слияния злементов африканской и европейской музыкальной культуры на протяжении трехсот лет с XVII по XIX век на территории современных Соединенных Штатов.

Баллада (ballad) — сентиментальная песня с любовным или драматическим сюжетом, 32-тактовой куплетной формы, исполняемая в умеренном или медленном темпе. Распространена в популярной музыке, а также часто используется джазовыми музыкантами в качестве очередной темы для импровизаций.

Баррел-хаус (barrel-house) — исполнительская манера, характерная для негритянских пианистов, игравших в ресторанах и салунах на Юге, а затем на Севере США в конце XIX — начале XX веков. Обычно их репертуар состоял из блюзов и рэгтаймов.

Баунс (bounce) — термин, обозначающий характер исполнения. Играть упруго и расслабленно в умеренном темпе, равномерно акцентируя в аккомпанементе все доли такта. Такой темп был присущ многим пьесам, которые исполнялись биг-бэндами в период свинга (оркестрами Джимми Лансфорта, Каунта Бзйси, Бенни Гудмена, Гленна Миллера и т.д.).

Бегин (beguine) — латиноамериканский народный танец, возникший на острове Мартиника. Музикальний размер — 4/4. С 1930-х гг. стал известен и в Европе благодаря знаменитой теме Коула Портера «Начало танца» (1935г.).

Би-боп (bebop) — джазовый стиль, развившийся в начале 1940-х гг. и открывающий период современного джаза. Был основан на гармонической импровизации, то есть для музицирования использовались аккордовые последовательности популярных песен 1920—1930-х гг. (или современные темы), на которые наслаивались новые мелодии. Наиболее известные представители — саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк.

Биг-бэнд (Big band) — большой оркестр, в котором играют, как правило, 10—17 музыкантов или более. Впервые возникли в середине 1920-х гг, когда наметился переход к периоду свинга. Первыми руководителями таких оркестров тогда стали негритянские пианисты Флетчер Хэндерсон и Дюк Эллингтон. Позднее (в 1930—1940-е гг.) таких составов повсюду были сотни, в меньшем количестве они (во главе с новыми лидерами) существуют до сих пор, в том числе и в нашей стране (России - прим. ред.) (Олег Лундстрем, Анатолий Кролл, а также биг-бэнды ряда музыкальных училищ и консерваторий нескольких городов).

Бит (beat) — ритмический центр тяжести такта, способ интенсивного акцентирования, выражающийся в равномерном чередовании одинаково подчеркнутых ударов и создающий ритмический пульс джаза.

Блок-аккорды (block-chords) — аккорды в тесном расположении, которые исполняются на фортепиано не одной рукой, как обычно, а двумя. При таком способе игры левой руке отводится не столько ритмическая или гармоническая функция, сколько мелодическая, а движение аккордов чаше всего параллельное. Такая техника впервые была применена пианистом оркестра Лайонела Хэмптона Милтом Бакнером в начале 1940-х гг.

Блуждающий бас (walking bass) — это непрерывное, ритмически равномерное ведение линии баса, преимущественно по секундовым интервалам, с использованием аккордовых и проходящих звуков. Этот способ впервые применил контрабасист оркестра Каунта Бэйси Уолтер Пэйдж в 1930-е гг, и он также широко распространен в современном джазе.

Босса-нова (bossa nova) — стиль современного джаза, развившийся в начале 1960-х гг., для которого характерно использование элементов бразильской народной музыки в ритме самбы. Исполняется в манере, типичной для джазового стиля «кул», преимущественно небольшими ансамблями. В США первой записью стала «Джаз-самба» саксофониста Стэна Гетца и гитариста Чарли Берда.

Брейк (break) — пауза в игре ансамбля или оркестра, во время которой инструменталист либо вокалист исполняет сольную импровизационную (мелодическую или ритмическую) выразительную вставку, не связанную с метрической структурой пьесы, поэтому брейк иногда называют еще «стоп-тайм»

Бридж (bridge) — средняя контрастная часть (В) темы или песни, написанной в 32-тактовой форме (ААВА)

Буги-вуги (boogie woogie) — первоначально примитивная негритянская манера импровизационной интерпретации блюза на фортепиано в размере; это сольная инструментальная форма, хотя позднее, в 1930-1940-х гг., буги-вуги начали также исполнять и биг-бэнды, в соответственной аранжировке, обычно в быстром или умеренном темпе

Бэкграунд (background) — сопровождение, вид аккомпанемента в биг-бэнде или в комбо, который исполняется инструментами мелодической или ритмической группы и создает мелодический, гармонический или ритмический фон для инструментального или вокального соло. Служит для контрастного выделения или подчеркивания различных сольных эпизодов, создает динамику исполняемого произведения.

Вест-Коуст-джаз (West Coast jazz) — направление в современной джазовой музыке, развившееся во 2-й половине 1950-х гг. среди белых музыкантов Западного побережья США, приближенное к идиомам современной европейской музыки. То же самое, что и «калифорнийский джаз». Термин ввел в обиход известный музыкальный критик и писатель Стэнли Дане.

Вопросно-ответная структура (call and response) — исторически древний принцип пения или ин струментального исполнительства, характерный для некоторых форм музыки североамериканских негров, часто употребляется и в джазе. В европейской музыке ему соответствуют «антифон» и «респонсорий».

Картина дня

наверх